Вот и отшумел очередной день (еще "-1 день" ...). Сегодня прошла районная олимпиада по информатике. Впечатления грустные, навевающие скуку и тягу к философским эссе.. Собственно говоря, ничего экстраординарного не произошло. Как обычно наши ученики не могут писать внятные программы (рабочие языки - Pascal и C++), не могут проектировать элементарные математические модели задач с "экзотическим" содержанием, не могут формализовать процесс решения задач (т.е. доводить решение до алгоритма в псевдокодах), в головах юношей хаос, смута, короче - "информационный шум" (по Шеннону :-)....
Меня всегда интересовал вопрос - могут ли молодые люди (наши ученики) "выкладываться по полной" на различных интеллектуальных конкурсах? Ответ -нет! Один мудрый человек ( по моему Дейкстра Эдсгер Вибе или Никлаус Вирт) сказал, что для формирования хорошего стиля программирования необходимо читать много исходного кода, модернизировать и адаптировать прочитанный код, писать оригинальный код и т.д.(по циклу).
С сожалением необходимо констатировать факт отсутствия у молодых людей сильного, мотивированного интереса к математике, физике и информатике. Без этого вряд ли мы получим на "выходе" нацию креативных личностей, скорее - достойных членов общества потребления, робких и не инициативных андроидов. Если окинуть ностальгическим взором мою жизнь лет 15 назад (мысленно запустить "машину времени" :-))), то можно заметить почти полное отсутствие в продаже "приложений" и в следствии этого необходимость писать программы для отечественных ПК (по моему их звали Агат, УКНЦ, Электроника, Искра...). Когда я преподавал в колледже информатику ( и кстати культурологию и логику!) мне приходилось писать на старейшем и добрейшем BASIC'е целую кучу программок по расчету зарплат, экономических индикаторов и других специфических экономических вещей. Все были увлечены процессом СОЗДАНИЯ программного кода! Сейчас все увлечены процессом ПОТРЕБЛЕНИЯ готовых программ и мы имеем сегодняшнею картину "недоношенных" программ.на олимпиадах по информатике...
Готовых и однозначных рецептов корректировки данной ситуации нет, пока современные технологии обучения не позволяют жестко "программировать" мотивацию обучаемых (хотел написать - экспериментируемых), разве что применять методики нейролингвистического программирования. Но это уже попахивает евгеникой... На мой взгляд необходимо абстрагироваться от "религиозных войн" между операционными системами и платформами, а сосредоточится на обучении технологии конструирования программного кода, изучения стиля и различных парадигм программирования (структурный, объектный, функциональный и т.д.). Пусть внедрение электронного документооборота, применение обучающих компьютерных программ, "мониторинг реализации ИКТ-проектов" будут проблемами НЕ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ, а других "субъектов образовательного процесса в ОУ". Необходимо "вбивать в мозги" учеников (тоже "субъектов ОУ") технологическую цепочку: постановка задачи----анализ и построение формальной модели----разработка алгоритма в псевдокодах----- программирование исходного кода. Пока все, сворачиваю свой пост, завтра на работу, продолжение следует, спокойной ночи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий